Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
"Иркутский аграрный техникум" отделение с. Оек
Год основания1963Языки образованияРусский

Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Создание условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Статьей 43 Конституции РФ закреплено, что каждый человек имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть и у лиц с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день в училище обучаются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, которых преподаватели и мастера производственного обучения вовлекают в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества, для того чтобы раскрыть личностный потенциал детей, оказавшихся в трудной ситуации средствами искусства и спорта.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения за этот период были выполнены следующие мероприятия:
Разработаны локальные акты, регламентирующие работу с лицами с ОВЗ, паспорта, акты обследования доступности объектов.


Информация об обеспечении психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов в училище согласно индивидуальной программе адаптации (.pdf)

 

Ответственный за организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
Михалева Анна Владимировна - заместитель директора по УР
р.т. 693085
ptu-60@mail.ru

 

Социально-психологическое сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ

Для реализации инклюзивного образования в училище сложилась отлаженная инфраструктура специальной психолого-педагогической помощи, создан коррекционный блок, дополняющий и тесно связанный с общеобразовательным. Психологическая поддержка и сопровождение выражаются в выявлении индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося, определение его умений, ориентация на зону ближайшего развития и перспективу совершенствования профессиональных навыков.

С целью эффективного обучения студентов, имеющих особые потребности, преподаватели должны знать и учитывать их характерные особенности.
К характерным особенностям обучающихся, имеющих нарушения слуха, относят: сниженный объем внимания, утомляемость, эмоциональность, экстравертированность, склонность к демонстративности, хорошо развитая зрительная память, устойчивое внимание и развитое наглядно-образное мышление. Для студентов с нарушениями слуха необходима большая наглядность материала, усилители звука и сопровождение сурдопереводчиком.
Для обучающихся с нарушениями зрения характерны: высокий интеллект, интровертированность, ранимость, чувствительность, трудности координации движения, несогласованность движения руки и глаз. Рабочее место для студента с нарушением зрения лучше располагать в центре аудитории на первой или второй парте. Желательно с дополнительным освещением. Материал для них следует делать крупным, хорошо видимым по цвету, контрасту, силуэту. Размешать объекты на доске следует так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Следует давать больше времени для знакомства с зрительными образами, для осмысления и повторного рассматривания.
Обучающиеся с нарушением речи отличаются: меньшим объемом запоминания и воспроизведения материала, быстрой отвлекаемостью, снижением познавательной деятельности, повышенной возбудимостью, раздражительностью, замкнутостью. Следует помнить, что у таких обучающихся наблюдается повышенная утомляемость, быстрая переключаемость внимания. С ними необходимо широко применять наглядные средства обучения.
Обучающиеся имеющие соматические заболевания (сердца, печени, почек, эндокринные заболевания, дыхательная система и др.). Для них характерны: астенические проявления, низкая работоспособность, низкая продуктивность; ипохондрические черты характера. Для них необходимо дозировать нагрузки, отбирать самый важный материал, давать меньше заданий, но сложнее. Стоит помнить, что они усваивают только тогда, когда нет перегруза.
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ДЦП. У них наблюдаются не только двигательные нарушения, но и психические, речевые расстройства. Так как у таких людей наблюдается сенсорная сверхчувствительность, следует избегать резких внешних воздействий. Им свойственны повышенная тревожность, ранимость и обидчивость. Необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий не давать развернутый речевой ответ. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений. Таким обучающимся следует давать больше времени на подготовку.
Для реализации инклюзивного образования в образовательном учреждении следует создавать не только материальную, техническую базу, но и внедрять комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучющихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

 

Профориентационная работа для инвалидов и лиц с ОВЗ

Организационная структура профориентационной работы основана на ресурсах профессиональной образовательной организации и включает следующие компоненты: материально-техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение включает архитектурную доступность, мастерские и лаборатории, специализированное учебное оборудование, базы практик. Данные ресурсы необходимы для эффективного осуществления профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поскольку позволяют организовывать и осуществлять профориентационные мероприятия с учетом специфических особенностей развития, возможностей данных категорий и их образовательных потребностей.
Учебно-методическое обеспечение профориентационной работы включает программы профессиональной диагностики, программы профессионального консультирования, программы профориентационной работы, программы предпрофильного обучения. Учебно-методическое обеспечение, разработанное с учетом специфических особенностей психического развития, образовательных потребностей потенциальных абитуриентов различных нозологических групп, позволит повысить эффективность проводимых профориентационных мероприятий с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.


Кадровое обеспечение

Профориентационная работа осуществляется преподавателями, мастерами производственного обучения, специалистами сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог, тьюторы, педагог – организатор, волонтеры).


Функциональная структура модели профориентационной работы включает следующие модули:

Информационное сопровождение

На сайте профессиональной образовательной организации в сети Интернет создан специальный раздел, отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

Профориентационное сопровождение

Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ОВЗ нацелена на их адекватное профессиональное самоопределение. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации. Особое значение имеет подбор специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

 

Материально-техническое обеспечение

Здания и сооружения училища спроектированы и построены в 1992 г. без учета потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в доступной среде. В настоящее время училище ведет проработку возможностей для реализации безбарьерной среды наиболее оптимальным с точки зрения затрат способом, однако ограниченные финансовые ресурсы не позволяют оборудовать здания и сооружения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса

В целях повышения доступности получения образования проведена следующая работа: разработан план работы по приведению образовательной среды в соответствие с требованиями законодательства к организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведено обучение и инструктирование работников училища по вопросам обеспечения доступности услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Трудоустройство

Для оказания помощи при трудоустройстве выпускников в училище функционирует «Центр содействия трудоустройства», которым проводится индивидуальная работа с выпускниками из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Обучающиеся училища, относящиеся к данной категории лиц, после завершения обучения востребованы на рынке труда, о чем говорит статистика последних пяти лет.

 

Доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ здания общежития

Для проживания иногородних инвалидов и лиц ОВЗ училище предоставляет места в студенческом общежитии. В общежитии имеется 7 комнат для проживания, оборудована кухня-столовая, имеются санитарно-гигиенические комнаты, унитазы, раковины, имеется комната для занятий и комната отдыха.

Условия для питания

Питание осуществляется в столовой училища, в которой оборудованы специальные входные двери, а так же предусмотрено сопровождение лиц с ОВЗ до столовой сотрудниками училища, прошедших специальную подготовку.

Условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ОВЗ

Здание училища, в котором находятся инвалиды и лица с ОВЗ, оборудовано аварийно-пожарной сигнализацией (АПС). В случае задымления помещения, происходит речевое оповещение сотрудников и обучающихся училища. Во всех аудиториях предусмотрены средства пожаротушения, в корпусах действуют запасные выходы. Лица с ОВЗ при эвакуации сопровождаются преподавателями, прошедшими специальное обучение.

 

Создание условий для питания обучающихся – инвалидов и лиц с ОВЗ

Обучающиеся из числа лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются горячим питанием в столовой в дни учебных занятий.

Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги: «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПин 2.4.5.2409-08» (Утверждены Постановлением государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 №45).

При входе в столовую установлены специальные входные двери, а также предусмотрено сопровождение лиц с ОВЗ до столовой сотрудниками училища, прошедших специальную подготовку.

 

Адаптированные рабочие программы

Информация об обеспечении психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов в училище согласно индивидуальной программе адаптации (.pdf)
Обеспечение доступности профессионального образования и обучениядля инвалидов и лиц с ОВЗ в ГАПОУ ИО «Профессиональное училище №60» с.Оек (.pdf)

Информация о педагогических работниках, имеющих специальную подготовку для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ (.pdf)
Создание условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (.pdf)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА обучающегося лица ОВЗ (.pdf)
План работы по приведению образовательной среды учреждения в соответствие с требо­ваниями законодательства к организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ ГАПОУ ИО «Профессиональное училище № 60» с. Оек на 2020-2030 годы (.pdf)

   

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей